Если у тебя уже голова пухнет от многочисленных аббревиатур, которыми напичкана твоя тачка, мы все тебе объясним. Тем более, что за каждой из них стоит система, призванная заботиться о твоей безопасности.
/>
Оговоримся сразу: несмотря на то, что нижеописанные системы позволяют существенно повысить комфорт и безопасность вождения, злоупотреблять ими не стоит – законы физики едины для всех. Вряд ли получится объяснить кювету или столбу, что он неправ и перед авторитетом такого количества систем безопасности был просто обязан подвинуться.
1. ABS
Основа основ и начало начал систем активной безопасности. Расшифровывается как Antilock Braking System, а в России называется «антиблокировочная система». Занимается она тем, отслеживает скорости вращения всех четырех колес, и если одно из них при торможении вращается медленней других — снимает тормозное усилие с этого колеса. Когда скорость вращения колеса выровняется с остальными — тормозное усилие снова подается, и так до тех пор, пока машина не остановится или пока не ты не отпустишь тормоз. Это и есть то характерное стрекотание на вжатой в пол педали. Отсутствие блокировки колеса позволяет управлять машиной даже при нажатом тормозе — довольно полезная вещь, когда ты, выпучив глаза, пытаешься объехать внезапно возникшее препятствие.
2. EBD
Не совсем пристойно звучащее для русского уха сокращение скрывает за собой вполне приличную систему Electronic Brakeforce Distribution — электронное распределение тормозных усилий. Система эта является дальнейшим продолжением идей ABS. Кроме противодействия блокировке колес, этот электронный помощник также спасает в случае, когда левая и правая стороны автомобиля находятся на покрытиях с разной степенью зацепления. Проще говоря, поможет спокойно оттормозиться, находясь правой стороной на заснеженной обочине, а левой — на чистом асфальте. Тогда как без EBD в такой ситуации зачастую остается уповать только на собственную координацию, владение автомобилем и удачу. Альтернативное название: EBV.
Это интересно
5 самых дорогостоящих автомобильных аварий в истории
3. ASR
Automatic Slip Regulation — противобуксовочная система. В отличие от двух вышеназванных, спасает не при торможении, а в строго противоположной ситуации — при разгоне. Отслеживая скорости ведущих колес, система «осаживает коней», оставляя ровно то количество тяги, которое можно передать колесам, не срывая их в малоэффективную, хотя и эффектную внешне, пробуксовку. Существует также «внедорожная» модификация данной системы — EDS, что расшифровывается как Elektronische Differenzialsperre, или, на великом и могучем, «электронный дифференциал». В отличие от «классической» системы, здесь при начале пробуксовки с помощью тормозных колодок «придерживается» пробуксовывающее колесо. Благодаря этому, «гребут» оба ведущих колеса, что существенно снижает шансы застрять в грязи и столь же существенно увеличивает шансы уйти со светофора первым. Обе названные системы по умолчанию включают в себя и антиблокировочную систему. Альтернативные названия: TCS, DTC, STC, ASC+T.
4. ESP
Вершина эволюции автобезопасности на сегодняшний день, также известная, как «антизаносная», хотя это и не совсем верно. Расшифровывается аббревиатура как Electronic Stability Program, или система электронной стабилизации. Включает в себя функции и ABS, и EBD, и ASR. А кроме того, обладает датчиком положения руля и датчиками боковых ускорений (то есть, заноса). На практике это значит, что система не просто оберегает автомобиль от пробуксовок и блокировок колес. Система отслеживает, куда именно водитель хочет ехать, и направляет машину именно туда, попутно не давая автомобилю перейти в неконтролируемое скольжение. Потрясающий эффект для тех, кто первый раз садится за руль машины с такой системой. Однако она же таит в себе опасность. Автомобиль без ESP сразу предупредит тебя, если наметилась тенденция к заносу. Если же ты почувствовал занос на машине с ESP – скорее всего, тут не исправить уже ничего. Конечно, если ты не мастер спорта по ралли. Альтернативные названия: VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS, VSA.
5. BAS
Немного особняком стоит Brake Assist System, или, по-нашему, система помощи при экстренном торможении. Оказывается, зачастую в нештатных ситуациях водители давят педаль быстро, но недостаточно сильно, не давая тормозам проявить весь свой потенциал и максимально эффективно замедлить автомобиль. На этот случай и придумана система BAS. Она оценивает скорость нажатия на педаль. Если водитель вдавил педаль достаточно резко — система резко взвинчивает давление тормозной жидкости, выжимая максимум тормозных усилий и экономя несколько таких ценных в этот момент метров тормозного пути.
Источник: mhealth.ru